| |
-
ИСТОРИЯ
ПЕРСОНАЖИ
ДОКУМЕНТЫ КНИГА
ЭПИТАФИЙ
Документы
-
Геометрия Инь
-
-
Когда Ворохову было
15 лет, он ощущал себя вполне взрослым человеком.
-
Он уже знал все.
Не то, чтобы он проведал это из опыта или
из книг, но просто ЗНАЛ,- и когда воочию видел то и
это, хорошее и дурное - не удивлялся ничему. Все
казалось ему знакомым,- и когда прошлым летом
упал с велосипеда, сломал руку и катился по траве,
сжимая запястье - с болью и страхом, но каким-то
несерьезным страхом, словно боль происходила не
наяву.
И так же несуразны были радости,
приготовленные для Ворохова в виде мороженого
или нового букваря; да и все книги вокруг были -
букварь или расписание поездов. По утрам
родители Ворохова уходили на работу, где не
совершали ничего полезного (Ворохов знал),- но к
вечеру спешили домой и приносили сумки, и в
сумках лежали разные нужные и полезные вещи,
сделанные неизвестно кем.
И как родители были бесполезны в этой
жизни, так же и Ворохов был бесполезен и неумел;
он мог есть и спать и ходить в школу,- и он делал
это, хотя иногда ему казалось, что кто-то делает
это вместо него.
Злодеи в школе водились ненастоящие,
опереточные - ублюдки-хулиганы, вредные
троечники, дураки; по улицам сновали милиционеры,
толстые ненастоящие фальшивые мамаши с
колясками, работяги и пьяные подростки - словно
то был не город, а пьяный лес.
Да, то была лесная игра - игра в звуки и
судьбы, но Ворохов не умел играть (он даже шахматы
и шашки не признавал), и только со странным
СТАТИСТИЧЕСКИМ интересом наблюдал, как умирает
человек или терзается болезнью, как пролетает
самолет, трогает поезд, плывут облака, женщина
протягивает руки из постели; да, когда позже он
узнал женщин, оказалось, что они представляют
собой именно то, что он думал - ничего необычного
не было в том, что люди ищут любви - чего же им
искать еще?
Иногда Ворохов понимал, что похож на
старика,- но он знал все, связанное с болезнью,
старостью и смертью, а смерти перестал бояться в
самом далеком детстве.
А и что было бояться ее?- смерть была
скучной и формальной процедурой, неприятной для
тех, кто оставался жить.
Будто что-то менялось к лучшему с годами в
мире!
Дни плыли, подобные глицериновым облакам,
и вмещали мириады маленьких сущностей: взгляд
исподлобья, снегирь на снегу, колесо автомашины,
царапина в парте, хриплый глас пьяницы Пьянкова с
четвертого этажа.
По вечерам зажигался синий свет телевизора,
сосед за стеной слушал песню про Уч-кудук;
взрослые люди постепенно старели, и Ворохов
подрастал постепенно.
Ум его искал знаний, а находил звон
будильника на столе, портфель или нервический
лик учителя пения по прозвищу Веник.
Пуст был двор и класс, где только тени
пробегали у парт. Ворохов любил книги, хотя
никогда не читал запойно, - но неспешно
пролистывал тома и титулы; любил смотреть в окно.
Все было старое в старом мире под березой,- там
дворовые дружки его палили костер из ящиков, и от
помойки приносился едкий дух человеческой жизни.
В книгах Ворохов искал упоминание о новом,
неизвестном ему - и находил, как находил это в
стерильном взгляде сквозь оконное стекло: ватный
мир за окном был чудный, поскольку был лишен
звуков - особенно СТАРЫХ, так же и в книгах мир
представал, пропущенный через авторский фильтр.
Все это был сущий обман, иллюзия, но и то, что
ощущал Ворохов вокруг с запахами и звуками - и это
не казалось ему особенно реальным.
Если откровенно, Ворохов жил очень трудной
жизнью, но терпел и ждал. Величавое время
протекало мимо, и тикал песочный механизм на
стене, ронял песочную пыль. Ворохов вставал и
ложился, ложился и вставал, шел, возвращался,
ехал, смотрел.
А случалось - налетала с неба тоска,
рушился потолок, подточенный тишиной, наступала
длинная, длинная, длинная... - что-то похожее на
рвоту было с ним дважды или трижды, только
мучительные спазмы эти исходили не из желудка, а
из какого-то другого главного органа: в темноте,
на дороге, вдали от людей - он падал, подкошенный,
и даже слез не являлось в глаза, но некая
невидимая и бесплотная субстанция прорывалась
из него - из сосуда ненужного греха и ненужного
знания.
А так все было тихо и пристойно.
Ворохов производил на всех очень хорошее
впечатление,- он молчал и боялся помешать людям
жить той жизнью, какой они жили всегда.
Ворохов понимал, что нет смысла объяснять
людям, какой старой жизнью они живут. Да он и сам
жил как они - только что тревожился этим, а иногда
тосковал сильно,- но в другое время не подавал
вида.
Так он дожил до 15 лет и жил дальше, но
кое-что случилось с ним именно тогда, на излете
августа.
Настоящее горячее лето уже отгорело, и
дожди неделю полосовали скучную зелень леса.
Осень дышала из ворот,- отпускная публика
поспешно разъезжалась с турбазы, увозя грибы в
эмалированных ведрах, рюкзаки и простуженных
детей, но Ворохов - он только прибыл из города,
один в большом холодном автобусе.
Он приезжал сюда каждый год,- прежде с родителями,
а ныне сам по себе - какой же родитель тронется в
такую погоду за город? Кажется, Ворохова признали
взрослым (это он знал, что давно взрослый, а
другие не догадывались об этом).
В деревне, где кончался асфальт, Ворохов
пересел с автобуса на чумазый армейский
грузовичок.
"Все оттуда, а ты, значит - туда?"- сказал
шофер.
"Туда"- сказал Ворохов и забросил в кузов
рюкзак, влез сам.
Грузовичок рычал и хлюпал, падал в лужи,
вращал колесами; в лесу острые ветки хлестали по
стенкам кузова, и сквозь брезент Ворохов
чувствовал, что хлещут - его. Он вцепился в
деревянное сиденье, держал рюкзак - думал, свет
перевернется.
Из трудной лесной колеи машина выбежала в
поле, прибавила ход. Ворохов смотрел назад и вбок
- и разглядел за рекой маленькую знакомую
церковную голову.
Он стал жить в финском домике с плоской
крышей,- стены дома были густо крашены олифой и к
ним липла мошкара и лесной сор. В доме были
кровати, холодильник, плитка и радио на стене -
войдя, Ворохов немедленно выключил радио из
розетки.
Всюду витал запах, любимый Вороховым,
составленный из струганного дерева, грибов,
травы, вяленой рыбы,- годами запахи сходились и
настаивались здесь. Дом принадлежал лесному
миру, а людей было слишком мало, чтобы осквернить
лес. В других местах их было больше, и они
превращали поляну в футбольное мусорное поле, и
овраг - в канаву для сточных вод. Но здесь их было
слишком мало.
Ворохов сложил продукты в шкаф, пару книг
сунул в тумбочку у кровати. В шкафу нашел катушку
черных ниток и деревянную ложку. Вышел на веранду
- там сильно пахло рыбой, и веревочки так и висли,
на одной болталась сухая рыбья голова.
Холодильник пробудился, зарокотал.
Ворохов открыл дверцу и бросил в светящееся
нутро шмат сала, завернутый в тряпицу.
Серое небо накрыло мир плотно, прочно, словно
куполом, и даже ветер-бегун не спешил, не шевелил
лес. Тихо было.
Потом на поляне за домом заревел
грузовик,- он ревел долго, переваливая через
ручей, уходя вверх по глинистому склону, где
прежде блуждало коровье стадо и мычало, боясь
ручья и строений на том берегу.
Ворохов остался один. Он вышел из дома - по
длинной лестнице, стуча, сбежал к реке, заглянул в
желтую, вязкую от дождей воду; течение несло
разный мусор, притягивало к причалу ветки, листы.
Из желтой толщи всплыла уклейка, развела на
поверхности круг, ушла вглубь. И еще две-три
мелких рыбки проскользили наверху воды.
Ворохов вспомнил, что он
рыболов, и решил сегодня же выставить донки.
Надо сказать, что Ворохов был плохим
рыболовом, и ловил рыбу только когда она
ловилась. Истинный любитель делает это
независимо от успеха и погоды.
Лодки лежали на берегу, на их бортах
чернели смоляные заплаты. Ворохов присмотрел
себе узкую и длинную посудину, проверил дно,
перевернул, потянул в воду.
Что он помнил? - громкий гулкий стук о борт,
утренний звон уключин, пока первые рыбаки
спускаются к реке, и он - неспящее дитя - идет с
удочкой за ними, а у причала его ждет чудо в виде
плывущих рыб. Ворохов помнил, что тогда они
казались ему больше, это теперь они стали
уклейки, а тогда парили под сходней, как
настоящие речные акулы.
Ворохов заглянул в пустой клуб,
неизвестно зачем построенный (зимой там прятали
лодки), сунул нос в большую финскую баню с
заросшим бассейном. Походил по дорожкам, набрал
воды из родника, вернулся, стал варить макароны.
Тихо было, очень тихо - Ворохов не мог
нарадоваться, что остался совсем один, без людей.
Он хорошо переносил одиночество, - в
каком-то смысле это было его нормальное
состояние, а переносить приходилось людей.
В действительности на базе оставались
люди, кроме Ворохова - начальник базы, шофер,
какой-то сумрачный дядька с большим животом, не
выпускавший из рук удочку. Но они существовали
сами по себе, как сосны и песок. Ворохов не
беспокоился их судьбой; он встречал их редко и
всегда удивлялся, что они есть и живы.
Так потянулись дни.
Если Ворохов выходил на крыльцо, мимо
пробегала красивая собака по имени Айна, а в
другой раз никто не пробегал, не пролетал; даже
птицы молчали к осени.
Сухая пасмурная погода удержалась
недолго. Как-то раз Ворохов не захотел
просыпаться и лежал в холодном доме; он не сразу
понял, что держит его в постели. А это дождь
пришел - прозрачный сын неба - и поставил свое
длинное тело вертикально у окна, и приплясывал на
крыше и в лужах.
Ворохов все же встал, оделся теплее,
приготовил завтрак.
Идти было некуда, да Ворохов и не хотел
никуда уходить. Он закурил, полистал какую-то
книгу, но в книге говорилось о вещах городских и
скучных, и он не стал читать.
Весь день он провел в кресле на веранде,
глядя вниз, с холма на луг.
Отложив книгу, он перестал скучать. Тысячи
голосов говорили с ним, долетая с крыши или от
мокрых берез.
"Ты юнец,- говорили ему,- ты ничего не знаешь, ты
даже не слышал крик кораблекрушения, не видел
утренних глаз женщины рядом, не пробовал
черствый хлеб!"
"Я ничего не знаю,- согласно кивал Ворохов,- но я
все знаю."
"Юнец, щенок, мальчишка!"- стучал дождь.
Но куда было спешить Ворохову от злой
судьбы?
Еще многое должно было явиться ему,
испугать или доставить радость. В мысленном
блокноте он записал первые опыты, и опыты эти не
были слишком горьки или слишком сладки,- они были,
но вкус их показался Ворохову знакомым - так
пахли школьные тетради и задачи о бассейне с
трубами.
Он догадывался, что дальше повторений
станет больше, и дни станут одинаковы, плоски, и
сольются в один нескончаемый плоский поток,
уносящий вещи и тела.
И ближе к краю совсем исчезнет время,
измеряемое суетой, и настанет полная хрустальная
ясность, - и ясность эта не сулила ничего хорошего
ничтожному смертному человеку. Нельзя сказать,
что это наполняло его добрыми чувствами; он
старался сохранять добро, но не ждал ниоткуда
добра.
Пожалуй, он был мудр, этот Ворохов, когда
бы не был щенком и мальчишкой.
И в чем была его вина?- он жил как родился, и
в каком подлом месте родился, там и жил.
Он догадывался слишком о многом,- но
многое ли узнает юноша с подмосковного
полустанка, если не сумеет догадаться?
Всюду был круг неба, и везде земля
простиралась,- серый глаз дождя смотрел, не мигая,
и шелестел мир кругом, покойный и живой. В этом
покое было сокрыто высшее беспокойство, особая
сила шелеста и дождя, - так, словно бы мир ожидал
пробуждения спящего дракона.
Под вечер Ворохов захотел уйти из дома -
одел армейский плащ, сапоги и ушел. Он запер дверь
на оборот, а ключ оставил в замке.
По мостку Ворохов перешел ручей и
поднялся на стриженный холм. Жесткая короткая
солома проросла из земли. Кое-где были свалены
некрасивые стога, уже потемневшие. Поля молчали
сурово, река убегала в берегах, петляла в кущах.
Из-за горы торчали крыши и заборы, и другая
деревня чуть виднелась в сизой дали.
Ни души не было вкруг,- а и откуда взяться
людям в дождливый мокрый вечер, в осень?
Всегда живая река сверху была неживой, и
стихли водовороты, и с переката не приносился
свежий речной дух. Из воды проскользила черная
ласточка - она еще была здесь, еще не скрылась в
жаркие края; и Ворохов отчего-то вспомнил дорогу -
путь через равнинный простор и через слабые леса,
готовые к зиме, и через деревни, где на завалинках
сидели старики.
Так он ехал в пустом холодном автобусе и
даже задремывал.
Так он ехал и дремал,- не вся ли
таинственная жизнь проносилась над ним?
Автобус задержался в маленьком городке.
Ворохов не захотел вылезать, остался, пока шофер
покупал сигареты и хлеб. Он смотрел в окно: всюду
неухоженные церкви возвышали головы, большие
провинциальные дома стояли над кривыми
провинциальными улицами.
В каждом окне было по цветку, на каждом
заборе - номер. Страшный железный памятник на
площади означал эпоху, и большая толпа у
молочного магазина означала эпоху.
Что за люди шли по улицам, топтались у
киоска, наполняли грязный рынок?- муравьи на теле
мертвого льва, мародеры в Риме - случайными и
чужими они были здесь.
Ворохов пожалел их, хотя никто из них не
пожалел бы его, случись нужда - но Ворохов
пожалел.
Солнце вспыхнуло на миг, сходя за лес -
осветило косо мокрый мир и фигуру Ворохова на
холме, в мокром дождевике. И сразу пропало,- и
небесная каша заварилась гуще, и все потемнело
кругом.
Ворохов вернулся домой, в вечер, похожий
на другие вечера. Сбросил грязные сапоги,
поставил чайник.
Ему вдруг захотелось услышать что-нибудь
ПОСТОРОННЕЕ, и он включил радио - осторожно,
словно выпускал змею,- но радио молчало.
Тогда Ворохов выпил чай, съел кусок
подсохшего хлеба и лег спать,- и уснул сразу.
Возможно, это был вовсе не сон,- сны вообще
приходили Ворохову редко и всегда были
черно-белыми, немыми, как старое кино, состояли из
отрывков мыслей, так что наутро Ворохов помнил,
ЧТО думал во сне и КАК видел, но никогда там не
совершалось ничего такого, что можно было бы
принять за знамение или саму явь.
Теперь же Ворохов видел ясно, в цвете:
некий мир, некий парк, вероятно, больничный,
поскольку следом явилась больница - большое
старое здание, желтое, в четыре этажа, с
фальшивыми колоннами.
И он поднялся по лестнице - широкой
мраморной лестнице с кольцами в ступенях - и
где-то шел еще, сворачивал мимо прозрачных дверей
и матовых стен, и пришел к нужной двери - она была
непрозрачная, глухая.
Ворохов толкнул дверь и увидел светлую
комнату с кроватью, и на кровати сидел некто,
знакомый ему - да, Ворохов ОЧЕНЬ хорошо знал этого
человека, можно сказать, что это был самый
главный человек в его жизни, без которого никакой
жизни быть не могло. Человек был словно магнит, и
великая магнитная сила влекла Ворохова сюда, в
комнату.
Все было ничтожно вокруг, все вопило
болезненно и нетерпеливо, пока Ворохов шел в
парке и поднимался по мраморной лестнице, и
блуждал в коридорах. Однако, при всем тяготении,
Ворохов не мог сказать определенно - КТО этот
человек, не мог даже объяснить, мужчина это или
женщина,- да, не знал ни рода, ни года, ни племени, и
сам утратил имя и возраст.
Отчего-то это было несущественно, и во сне
Ворохов обходился без форм - формы были, но ничего
не означали,- и так одни глаза стояли перед ним -
серые, серые, как небо в осень, родные, бездонные -
и в этой бездне Ворохов утопал и пропадал.
И снова он шел в парке, поднимался по
лестнице. Он понимал, что прошло время - неделя,
месяц, но могучая сила несла его дальше,
вталкивала за дверь, и там было то же - серые,
серые глаза, исчезновение, сладость небытия.
И снова он шел в парке - так и месяц минул, и
год, но все было по-прежнему, и любовь была
прежней...
Дни были темны и высоки, как храмы, а ночи -
светлы и плоски, словно бумажные листы.
Ворохов догадался, что вкруг него
разворачивается новый свиток мира - чистый и
непорочный, на котором еще предстоит оставить
богохульные слова и грязные пятерни.
За миг он открывал больше, чем за целые
века, и называл это - течение к водопаду, зеленая
змейка, свет...
И он был счастлив, - не удивительно ли, что
в течении к водопаду он узнавал прежде неведомое
счастье?
Дождь стучал в крышу, а Ворохов улыбался
во тьме, словно искатель опиума, словно маляр,
словно царь. Улыбался тревожно, потому что чуял
приближение конца, порог, где вода обрывается
книзу,- и не мог, не умел удержать время...
Он открыл дверь, и за дверью никого не
было.
Он увидел, что кровать застелена свежим
больничным бельем - самый аккуратизм показался
Ворохову зловещим - так застилают кровати, когда
умирает человек.
Палата была пуста, и в окно сияло солнце -
солнце зияло, как черная дыра наоборот.
Ворохов заплакал, обращая лицо к пустоте;
и плач его был - пустота, непостижимая уму,
безголосая, безлицая, длинная, длинная...
Он догадался, что это - ВСЕ, что больше
ничего не будет никогда, нигде.
И он проснулся в слезах, всхлипывая - ему
было пятнадцать лет, и в эту ночь он прожил самую
главную часть жизни, самую сильную и добрую часть
жизни, после которой не могло случиться
решительно ничего, достойного памяти.
Ворохов вышел на веранду, не замечая
холода, смотрел на лес и реку - и не увидел реки, не
услышал тонкого птичьего писка.
Стоял и думал,- и в мыслях его были ночные
слова, и слова обнимали лес и поле, круг неба и
квадрат земли - все обнимали, все делали простым и
сложным.
А думал он примерно так:
- "Пчела
летит на яд цветка, сквозь цветы и травы плачет.
Солнце сушит мокрый цвет,
а слезы не сохнут, не проходят.
Маленькие свинцовые дети бегут впереди.
Маленькая собачка кричит, ветер уносит короткие
звонкие крики.
Соляные столбы - это мертвые боги.
Дожди размывают соль, текут соленые слезы.
Гнездо вороны указует на слабое место в кроне.
Самая слабая тень - инь.
Гнездо встреч.
Если что-то происходит слишком долго - значит, оно
вовсе не
происходит.
Слова соединяются как тела.
Нет входа, нет выхода.
Ничем хорошим это быть не может.
Ничего плохого не может быть.
Уходить нельзя, нельзя возвращаться.
Пир Луны.
Инь..."
|
-
-
1992г......
| |
|