ИСТОРИЯ     ПЕРСОНАЖИ     ДОКУМЕНТЫ     КНИГА ЭПИТАФИЙ


Документы

 

Аква Вита 2

 

     Дуб разлапыми руками ухватил небо, притянул небо за облако. Соседи 
от дуба расступились, окружили кругом - в поляне по колено дуб стоял.
     Мимо шел мальчик-с-пальчик, топал по дорожке, к дубу подошел, 
потрогал за кору, посмотрел наверх, - вверх уходил ствол-нога, листья 
шелестели без ветра: слышно было, как дуб растет.
     Земля на бугре шла впокат, деревья упирались пятками в склон. Птица 
птице в лесу пела. Река под угором протекала всегда.

     Завтра мальчик уезжал в город. Завтра начиналась череда городских 
дней - бессонных и быстрых, как искра трамвая. 
     От леса в поле лысая дорога вела к месту, где поезда тормозили, не 
имея сил ехать дальше: подолгу стояли на станции, ждали, пока паровоз 
отдыхал, пуская пар. 
     Начальник станции в фуражке с молотками выходил к паровозу, а 
пассажиры глядели в окна, видели все: как сито воронья просеивает поле, 
наказание Божье - воронье. 
     Ах, как тоскливо на сердце пассажира второго класса! Полоса леса 
вдали, большое серое небо, налитое печалью. Завтра мальчик под небом 
уедет, увезет небо с собой. Оставит лес и дом, где печка трещала, а на 
дворе дед Артем колол дрова. Собака без имени проводит до ворот, не 
взвоет. Куры - россыпь, петух - Ганнибал. Бог с ними: вещами и тварями. 
Бог с тобой, дед Артем.

     Четыре языка - плеть. Уезжай, мальчик. Один ты на свете, среди чужих 
огней гореть тебе, под чужой крышей искать ночлег.
     Ты узнаешь все,- да ты уже знаешь - все радости, какие судьба сует 
тебе грязными руками. 
     Что может предложить тебе судьба? Полет эскалатора из темноты на 
свет и снова в темноту; лестница выносит вещи, людей, книги, слова, 
радости, болезни, сомнения и соблазны. Все они идут мимо тебя, 
неподвижного. Пусть уходят,- обожжешься раз и три и десять. Этого будет 
довольно, чтобы ты вспомнил - как это было прежде, как надоело и 
обмануло тогда, глумилось над тобой - упыри жизни, в которых 
обращаются принцессы и принцы. 
     Ты был счастливым любовником и брошенной женой, и патриархом, и 
пахарем, и воином, и торговцем. Ты сведешь с ума весь дом, не желая есть 
из тарелки и спать на кровати - это оттого, что в боках твоих пролежни от 
тысячелетних кроватей. 
     Эскалатор движется, ступени выносят трофеи побед и счета поражений; 
но рано или поздно лестница остановится, и ты пойдешь по ней сам, 
пешком. 
     Это только кажется, что лестница уходит вниз,- все лестницы уводят 
вверх.

     Мальчик касался дуба, опирался о дуб,- а сам смотрел вдаль, вверх 
голов деревьев, поверх реки. Осень - чистое время: золотое солнце, 
красный лист клена, желтый лист березы. Один дуб зеленый - устоял до 
срока. Но холод придет и к нему, отнимет листы, даст сон. 
     Легко я скажу вам: пора домой, дома ждут нас, дома без нас одиноко. 
Мальчик уедет, никто не узнает его там, в мириадах сердец его сердце 
затеряется, пропадет. Так и мысль фонаря - о дне, когда свет фонаря 
невидим, - но он есть, и ночью поможет найти дорогу. 
     У тебя долгий век, мальчик, счастливо тебе. Ты придешь к дубу еще,- 
это будет через год, новым летом, и будут новые листы на деревах. И тело 
дуба станет толще на кольцо, а там, где шалый человек топором стесал 
кору, обнажив темную древесную плоть - там вырастет новая кожа.

     Ты, мальчик, пробуй! - пробуй еще и еще - ты же видишь: миражи, 
обманки на ногах и колесах. В этом мире ничего хорошего не получится из 
вещей, вещи уже распадаются, как высохшая земля: глаз зрит тело, а это - 
съедобный муляж, руки берут серебро, а серебро превращается в резину.
     Странные метаморфозы происходят каждый миг: стакан полон - это 
значит, стакан уже пуст. Быстро-быстро мчится автомобиль, а внутри нет 
никого, все уже умерли. Ты не ищешь причин, ты смотришь, и собираешь 
факты, и накопление происходит, но это - накопление обмана. 
     Тот свет ничем не лучше этого,- можно сказать, тот свет и есть этот 
свет, и в сердце еще живо рождение, когда с воплем исчез там и вынырнул 
здесь. Кто сможет запретить жить тем, кто хочет жить? Нет силы такой, 
чтобы запретить им это, как нет силы заставить жить тех, кто жить не 
хочет. 
     Ты увидишь тех и этих, жизнелюбцев и скопцов; для первых здесь 
уготованы вино и пляски, для вторых здесь уготовано то же самое, только 
они боятся пить и плясать. Все они умирают бесславно.

     Кто уловил жизнь, кто ухватил ее за хвост?- ужасную, косматую, 
зубастую, двуликую, многоликую. Нарисуй мне, осень, на плече синюю 
стрелку, пущенную от лука к зверю. Как я полечу вперед, вопьюсь в 
сердце! - и кто потом вспомнит о стреле, если цель исчезла, зверь упал и 
стал тушей.

     Дуб еще был мал, когда зверь упал на землю; в падении стрела вошла 
глубже, и медведь умер быстро. Дуб стоял рядом и смотрел на смерть 
молчаливо, а внизу суетились охотники, хвалили стрелка. Сила медвежья 
ушла в дуб, глазки медвежьи закрылись, и тело остывало скоро, а дух 
выплыл и унесся в неизвестную сторону - так, словно лист картины вдруг 
разорвали пополам, и в разрыв исчезло облако и человек, и зверь,- и снова 
сомкнулись части листа, и разрыв не заметен.

     Приди на угор, слушай, как дуб растет ночью. Можно только смотреть: 
вкруг тебя - музей, кунсткамера или чужое жилье - ничего нельзя трогать 
руками!

     В той жизни у меня была жена и домик у самого моря. В той жизни я 
ходил по миру, как сейчас иду в магазин. В той жизни все было странно и 
счастливо. После я был моряком и виноторговцем, падшей женщиной и 
воином-скороходом. Мальчик помнит ту жизнь лучше, чем я, отделенный 
временем.
     Со снежных гор гляди, милый,- в самые долины. В долинах дымки труб 
вырастают вертикально; это ли не зрелище, достойное богов и героев – 
долина, назначенная к завоеванию!
     А я лежал лицом вверх и глядел на крестовые маковки храма, лежал в 
сугробе (дуб в лесу спал, спрятав жизнь от зимы). Я глядел на церковные 
головы так как положено – снизу вверх. И огромная высота, почти 
сравнявшая их с небом – что яснее для сердца, не отозвавшегося на смерть 
друга и плач женщины?

     В той жизни я ходил дорогами, как сейчас иду по тропинке к колодцу.

     Все будет хорошо. Чем сильнее боль, тем крепче желание уйти, тем 
меньше злобы. Тем больше стали.
     Ты, мое сердце, проходило мимо огней, не палило крыльев. Предел тебе 
– разгадка, ответ тебе – осеннее поле к ночи, когда небосвод погасает – 
мутно и медленно.

     На дубе лист, на листе божия коровка – улетит на небо. Я был и 
дровосеком, а дуб не свалил.
     Все распылено везде. Мальчик – тот, что сел, прислонился к дубу, 
глядит вниз с холма, - и сам дуб, река и лес, поляна, птица над лесом – они 
известны мне лучше, чем моя вчерашняя жизнь; и сам я распылен в них и 
отделен от своего тесного тела. 
     Люди шли по лесу, повстречали болото, обходили болото по краю, 
хлюпая в траве – и ушли, и никто никогда их не видел больше. А я знаю о 
них, я шел с ними неведомо когда, и не помню цели пути и лиц людей – но 
вот: они были, а теперь их нет, их никто никогда не увидит. 
     И мальчик знает о них, он нарисует их цепочку: впереди седой дед с 
шестом, дальше бородатые мужики с топорами за поясом, баба в сарафане. 
     На бумажном листе тушь восстановит все, – тушь сама нарисует все, что 
потеряла память.
     Те люди ушли, сгинули. Лес расступился и сомкнулся, как болотная 
вода. Это было далеко – за рекой, туда смотрит мальчик, из которого после 
получится художник: художник вылупится из мальчика, как птица из яйца, 
останется скорлупа вещей и детских воспоминаний.
     Те, из кого вышли гиена или медведь,- как им признать мальчика своим, 
если уже в зародыше предопределена их чуждость другу? Одни исчезнут в 
болоте, другие переживут века. Но конец будет один: Сила боролась с 
собой, в этой борьбе все проиграли по-разному, все были по-разному 
побеждены – и никто не вышел победителем, все умерли.
     Никогда Ахиллес не догонит черепаху. Диоген уснет в своей бочке и 
увидит во сне мир зеленых елей и берез на ветру, избы и колодец с 
воротом. В том сне яйцо породит птицу, птица породит дракона, а дракон 
станет человеком.

     Чудесный год мороза! В этот год мальчик напишет первую картину 
маслом: дуб-великан на белом небе. В этот год начнется распад оболочки 
яйца, истончение кокона; впервые мальчик заподозрит о своем избрании 
на царство – и это даст ему великие силы и навсегда уведет от людей с их 
непонятными радостями. 
     Так или иначе - все будет проявлено: в красном фонаре на квадрате 
фотолиста проступит нос, глаза, борода, папироса во рту, кисть в руке, 
волосы, перехваченные тесемкой… Тьма звучит громчит, поглощает 
быстро-чернеющее серебро лицо и одежду, взгляд и алый огонек 
папиросы. 
     Мальчик уедет в горы, там дух его покорит и притянет странная 
белизна вершин. А потом море возьмет его, потеснив горы, в море будет 
он скитаться – один, неподвижный, на подвижной лодке с латинским 
парусом. А потом он поселится в домике у моря, и у него будет жена – 
длинноволосая китаянка. И на картинах его горы сменят море, а после 
снова явится море и огни в тумане утра, и дороги из ниоткуда, и лес, 
выбеленный от стужи. И только не будет на картинах людей, - никогда не 
будет на картинах людей.

     А дуб, у которого мальчик пророс, как зерно из земли,- дуб тот 
останется стоять где стоял – огромный и корявый, ухвативший небо 
ветвями, притянувший небо к земле – так близко, что слышны слова богов 
и пение светил…

1992                                            

 
             
Hosted by uCoz